Как объяснить ребёнку, для чего нужно учиться

Школа держись! Мотивационный челлендж - Знания, как игрушка

Какая основная деятельность для детей младшего школьного возраста? Верно, учебная. И именно она развивает ребенка на этом этапе. Как дать понять начинающему школьнику, для чего нужны знания и почему он должен тратить на них столько времени?

Рассказывает Инна Кротова, кандидат психологических наук, доцент КДиКП ИПО КФУ, г. Казань.

Получение и освоение новых знаний – сложная новая задача для малыша и когда говорят об учебной мотивации в начальной школе, то обычно все сводится к необходимости научить ребёнка самоконтролю, чтобы процесс освоения новой информации протекал лучше. Но такой подход был оправдан в наше с вами детство, но в современном мире не все так однозначно и есть ряд особенностей, которые вряд ли найдешь в классических книгах по мотивации.

во-первых, реально младший школьный возраст – возраст переходный от ведущей игровой деятельности к ведущей учебной. В первой - свобода и легкость, во второй - ограничения и самоограничения. Вы бы сами быстро отказались от первого и перестроились под второе? В реальной жизни ребенка школа - это отрыв и отказ от игры, что не может безболезненно переживаться и быстро приниматься. Как следствие, все это будет выражаться в детских предпочтениях и увлечениях, именно тех, которые могут продолжить игру и перенести ее в суровые школьные будни. Например, компьютерные игры, увлеченность летсплеями, детские ю-туб каналы, веселые и забавные блоггеры, майнкрафт, маски и костюмы супер-героев и принцесс, косплеи и т.п.

Во-вторых, у цифрового поколения происходит раннее информационное взросление, но позднее социальное. Совсем недавно количество знаний зависело от количества лет, но современные школьники могут знать намного больше, чем их родители, и при этом в меньшей степени уметь общаться и воспринимать общественные цели. Знания и информация, в таких случаях отдельно, а их практическое применение и использование отдельно. Младшие школьники одновременно могут быть эрудированными экспертами и абсолютными детсадовскими малышами в области взаимодействия - эмоциональные и не сдержанные, растерянные и неадаптированные к социальной среде.

Поэтому в младшем школьном возрасте современная норма это скорее не стремление к получению и освоению новых знаний, а стремление к игре и своему комфорту. Все самое интересное для них происходит «здесь и сейчас», а абстрактные знания нужны в неизвестном и далеком для них будущем. Школа и школьные задания, в представлении ребенка, отвлекают его от игры и сковывают.

ЛЛучшее, за что можно похвалить начинающего школьника - это за старания, но никак не за оценку, так как он действительно старался и тратил свое время не на то, на что хотелось.

Получается, что основное в учебной мотивации – научить ребёнка «играть» знаниями. Это развитие навыков манипулирования информацией, как игрушкой, и навыков понимания причинно-следственных связей, когда есть знания и есть область их применения. Постепенное развитие навыков логического мышления безболезненно введет малыша в мир знаний и заменит тотальный интерес к игре.

Инструкция по формированию навыков «прикладной логики».

1 день – формируем навык анализа. Сравниваем, что было с тем, что стало. Почему вчера было солнце, а сегодня дождь? Почему сегодня холодно, а вчера было тепло?

2 день – формируем навык прогноза. Интересно, какая погода будет завтра? Завтра будет холодно или тепло?

3 день – формируем навык постановки цели. Как не зависеть от погоды? Как не замёрзнуть когда холодно?

4 день – формируем навык планирования. Что надо подготовить и иметь, чтобы не замерзнуть в холод?

5 день – формируем навык критерия оценки. В чем при холоде тебе будет тепло - в том, в чем не мерзнут руки или в том, в чем не мерзнут ноги?

6 день – формируем навык принятия решения. Надо действовать и подготовить на завтра одежду, если будет холодно.

Для формирования привычки логично мыслить, как и для любой привычки, нужен 21 день, то есть три недели. В первую неделю сравниваем погоду и разговариваем о погоде, во вторую неделю разговариваем о ребенке (например, как стать сильнее), в третью неделю разговариваем о других людях (например, почему поступают хорошо). Вы можете определить недельную тему сами, главное к концу недели все по ней выяснить, а в седьмой день отдыхать.

Эффективность учебной мотивации в младшем школьном возрасте повышается через развитие логики целесообразности, которая приведет к позитивному отношению к учебе и через позитивную поддержку переходного этапа от игровой деятельности к деятельности учебной. И тогда знания обретут силу в глазах ребёнка, а учеба станет верным помощником.

  • 24 Октября в 11:38 KIDSAFISHA

  • 2858 0 1  Поделитесь